Из цикла статей «Истории об одной семье»
Маша родилась в обычной рабочей семье. Она была не единственным ребенком, у нее была старшая сестра Тася. Все ждали с нетерпением рождение второго ребенка. Неважно было мальчик или девочка родится, главное – Тася будет не одна.
Маша родилась маленьким, слабым ребенком, имеющим серьезную болезнь – порок сердца. Жизнь ее висела тогда на волоске и могла в любое время оборваться. Многие продукты не воспринимались ее организмом. Даже после исполнения ей 2-х летнего возраста ее кормили маленькими порциями, как птичку. Обследовать в то время, в 50е – 60е годы, когда шло восстановление Советского Союза после Великой Отечественной Войны, не представлялось возможным. Врачи успокаивали родных, что все с возрастом пройдет, организм окрепнет.
Беды в семье накатывались одна на другую с огромной скоростью. В 1962 году, когда Маше не было и пяти лет, погибли вдвоем ее отец и дед. Бабушка одна взвалила на свои плечи воспитание 2х малолетних детей 8 и 5 лет, Таси и Маши. Мать маленьких девочек уехала жить в область, в пригород. Бабушка скрывала от девочек-внучек правду, что произошло на самом деле в семье. Она считала, что детям нужно повзрослеть, ведь дети могли понять все неправильно, что могло отразиться на их психике. В свою очередь бабушка была счастлива, что осталась в большом доме не одна. Забота о детях 8 и 5 лет продлевала жизнь.
Воспитывать Тасю и Машу помогали и другие бабушкины дети. Однажды одна из дочерей бабушки заметила у Маши плохое самочувствие, бледный вид и срочно повела Машу на обследование. Хирург, обследовавший Машу, сообщил, что жизнь ее идет на часы. Оказалось, что Маша упала с высоты и у нее расслоилась диафрагма, делящая грудную клетку с брюшной (это был диагноз расхождение апоневроза и грыжа белой линии живота). Машу нужно было срочно оперировать.
Сложная операция происходила под двойным наркозом. Выводить из состояния наркоза необходимо было 24 часа, а проходило уже 30 часов, затем 36 часов. За жизнь Маши боролись все врачи областной больницы. Мокрыми полотенцами хлестали Машу по лицу. Казалось, все, но надежда теплилась в душах медиков и близких родных. И вдруг ресницы вздрогнули, и глаза Маши открылись. Это были такие минуты, секунды, страшно вспоминать о них. Все рыдали навзрыд. И это были слезы радости.
Долго Маша лежала на спине. Врачи делали ей перевязки, переворачивали потихоньку на бока время от времени, чтобы не было пролежней. А потом Маша училась ходить по-новому. Бабушка и ее дочь по очереди следили за Машей, ухаживали за ней, не спали ночами. Через 1 месяц Машу выписали из больницы. Но полная реабилитация продолжалась в течение полугода. В голове Маши путались мысли об ее матери, почему та не живет с бабушкой и не приходит к ним?!? Чтобы уберечь от волнения Машу, Тася брала ее за руку и с бабушкой вместе ехали к матери. Оставив детей у матери, бабушка возвращалась в город домой, так как нужно было ухаживать за маленьким хозяйством, а также смотреть за домом.
Мать Маши и Таси начала пить, бросать детей, о чем бабушка не знала. Дети часто были голодные, неухоженные. Одним источником жизни для них была река, где дети на удочку научились ловить рыбу, и неподалеку от нее в лесу собирать ягоды, грибы.
Соседи матери, видя детей голодными, кормили их, помогали, кто чем мог. Молоко, творог, хлеб люди не жалели для них. Будучи маленькими, Тася и Маша, научились понимать, что такое жизнь и с детства воспитали в себе любовь к людям и животным.
Бабушка случайно узнала о бедственном положении детей, их надо было спасать. Ее решением было забрать к себе детей, не лишать их счастья. Через суд она добилась лишения у матери материнских прав и стала настоящей матерью для детей. Оформив Машу и Тасю в школу, бабушка переживала о том, что все будет дальше. Чего ждать?!
Но переживания бабушки были напрасными. Девочки-внучки с большим желанием учились. Еще, будучи маленькими детьми, они видели, как мало было у бабушки средств для их существования. Продукты в магазинах люди получали по карточкам. В месяц и на их семью давали 1 кг крупы, иногда сахара, растительного масла. И чтобы получить этот паек, нужно было простаивать день и ночь в очереди. Это были 60-ые годы. Чтобы облегчить жизнь семьи, дети устраивались в летнее время на прополку саженцев деревьев (тополя, вяза, карагача). Это был нелегкий труд детей, и он не запрещался. Для прополки были даны длинные земельные полосы саженцев, углубленные и зачастую наполненные водой. Из-за травы Машу практически не было видно. Тася временами наблюдала за сестрой, так как иногда от слабости, Маша падала в обморок, сопровождающимся кровотечением из носа. Приведя Машу в нормальное состояние, она доканчивала полоть делянки Маши. Бабушке они ничего не рассказывали об этом, боялись расстраивать бабушку, но больше всего боялись, что бабушка могла запретить заниматься прополкой.
Первую зарплату Маша заработала в 7 лет – 21 рубль, а Тася в 10 лет – 38 рублей. А чтобы не потерять деньги, дети, зажав их в ладошке, принесли домой. Это было незабываемое событие, которое запомнилось им на всю жизнь.
С годами жизнь налаживалась. Был отменен налог на землю, стало больше производиться промышленных товаров, продуктов; заработали заводы, фабрики. Бабушка стала получать пенсию по потери кормильца – 16 рублей за своего мужа, Героя Советского Союза. На 16 рублей, в то время, можно было безбедно прожить. Спички стоили 1 копейка, черная буханка хлеба – 16 копеек, сахар песок стоил 78 копеек (1 рубль=100 копеек).
Школа тоже не оставалась в стороне от воспитания девочек. От родительских комитетов школы выдавались детям: зимняя одежда (пальто), обувь, бесплатные завтраки.
Закончив школу хорошисткой Маша сразу не поступила в высшее учебное заведение, а пошла работать на трикотажную фабрику. Нужно было содержать сестру, учившуюся в то время в техникуме, решать хозяйственные вопросы. Бабушка тогда практически ослепла, ей необходим был уход.
Дом, где Маша росла, был большим. Чтобы его отапливать, необходимы были дрова и уголь, так как газа в домах еще не было. Все это было несложно Маше. Жизнь закалила ее с детства. И только лишь через 10 лет Маша поступила в техникум, а затем в институт.
Бабушка ушла из жизни, когда Маше было 20 лет. Маша была вполне подготовлена к вступлению во взрослую жизнь.
Когда этот рассказ писался со слов Маши, ей был задан вопрос о том, как хотела бы она прожить свою жизнь заново?! Она не думая ответила, что хотела прожить с трудностями, так как без трудностей жизнь не бывает. Самое главное, чтобы в семье все были живы и здоровы. Жизнь всегда должна быть многогранной и интересной. Но для этого нужно не потерять время.